Сторонники «физических мер» в свое оправдание часто ссылаются на Библию. Но библейские пророки говорили, что палка должна использоваться не для того, чтобы наказывать, а для того, чтобы направлять на правильный путь.
Дети нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и руководстве со стороны родителей. Взрослым действительно подчас нелегко сдержать себя, чтобы не поднять руку на ребёнка. Многие задают шлепки и подзатыльники не задумываясь, по привычке. Что же к этому приводит?
Возможные причины развития конфликта между детьми и взрослыми:
1) ребёнок не слушается, дерётся, ведёт себя вызывающе;
2) ребёнок обманывает;
3) ребёнок азарует;
4) ребёнок не выполняет домашних обязанностей;
5) ребёнок ломает игрушки, портит вещи;
6) ребёнок надоедает, постоянно пристает, требует чего-то;
7) ребёнок делает всё медленно;
8) ребёнок плохо учится.
Прав ли во всех этих поведенческих ситуациях ребёнок? Как должны реагировать на них взрослые?
Взрослые, которые часто используют физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей. Каким может быть ответ ребёнка на физическое наказание? Очень часто наказание вызывает не раскаяние и желание исправиться, а совсем другие чувства.
Как изменить ситуацию, когда ребёнок проявляет непослушание? Как прервать цепь наказаний?
1. Измените ситуацию так, чтобы ребёнку незачем было вести себя неправильно. Не дожидайтесь, пока ребёнок станет демонстрировать потребность в вашем внимании с помощью капризов. Придя с работы, сразу уделите ему хотя бы 15 бы минут, поговорите с ним. Используйте любую возможность, чтобы проявить свои тёплые чувства к нему (чаще улыбайтесь; проходя мимо, просто погладьте ребёнка по руке).
2. Не предъявляйте ребёнку требований, которые не соответствуют его возрасту и возможностям. Присматривайте за детьми в опасных ситуациях, пока они не достигли того возраста, пока сами смогут оценить степень опасности.
3. Не доводите ситуацию непонимания своего ребёнка до такого состояния, когда он чувствует себя загнанным в угол и поэтому постоянно обманывает. Ребёнок не рождается лгуном, а у него должны быть причины для вранья.
4. Не реагируйте на непослушание ребёнка, даже если его поведение вызвало гнев, раздражение. Используйте те приёмы релаксации, которые вы знаете: глубокий вдох, счёт до десяти.
5. Никогда не забывайте, что если часто наказывать детей, то они могут привыкнуть к физическому наказанию.
6. Не действуйте сгоряча.
7. Подумайте: не требуете ли вы от него слишком многого?
8. Может быть, поступок ребёнка, которого вы наказываете, - это сигнал тревоги, говорящий, что ваш ребёнок попал в трудную ситуацию?
9. Постарайтесь помочь своему ребёнку, поддержать в затруднительной для него ситуации, не прибегая к наказанию.
10. Помните: самый короткий путь к уму ведёт не «через ягодицы», а через глаза и уши.