Отчего
дети
устают?
Причин для переутомления у школьников предостаточно. Избыток информации приводит к тому, что ребёнок просто перестает её воспринимать и ничего не запоминает. Да и общение с учителями и сверстниками – независимо от того, приятные оно вызывает эмоции или нет – требует от него большого напряжения. Причём, уставать интеллектуально дети начинают ещё в начальной школе: к первокласснику предъявляются новые повышенные требования, умственные нагрузки увеличиваются, ответственность возрастает. Следующий опасный рубеж – старшие классы. В переходном возрасте у подростков меняется гормональный фон – организм и так постоянно находится в состоянии стресса, а интеллектуальные перегрузки вдвойне усложняют его работу. Неудивительно, что старшеклассники часто жалуются на головную боль, сонливость и апатию. Родители редко обращают на это внимание: «Какие твои годы, чтобы болела голова, да и чего ей болеть?» И лишь особенно дотошные мамы отправляются с ребёнком к врачу. На приёме выясняется, что нагрузка в школе большая, а жалобы ребёнка – закономерное следствие переутомления. Синдром непоседы Предупредить последствия переутомления можно, если вовремя обратить внимание на главные проблемы этого возраста – синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Ребёнку не сидится на месте. Он не может долго слушать учителя, начинает какое-то дело и тут же переключается на другое. Потом всё бросает и хватается за третье. То плачет, то смеётся. Часто дерется, что-нибудь ломает. Перед сном становится легковозбудимым, начинает играть, и его очень сложно уложить спать. Измученные мама и папа ведут его к психологам, врачам. Там школьнику ставят диагноз: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Родителям «непоседы» объясняют, что, как ни парадоксально, такая необузданная активность может быть следствием умственного переутомления. Школьник с дефицитом внимания отнюдь не глупее своих одноклассников, а в чём-то даже сообразительнее и шустрее. Но он никогда не записывает домашнее задание, постоянно отвлекается на уроках, учится нестабильно: в его дневнике пятёрок и троек поровну. У него часто возникают проблемы со сверстниками. Он не может «вести себя хорошо», не потому, что не хочет, а потому что не может. Специалисты объясняют, что голова таких детей может продуктивно работать лишь в течение 10–15 минут, после чего ребёнок «отключается» на 3–5 минут, чтобы накопить энергии. Для того, чтобы поддерживать активность мозга в этот период, школьник интенсивно двигается: бегает по классу, дергает соседку по парте за косички и пускает бумажные самолётики в окно. В такой ситуации нужно вовремя обратиться к врачу, который составит индивидуальную психотерапевтическую программу коррекции и поможет родителям правильно организовать режим дня ребёнка. В противном случае, увеличение нагрузок в старших классах приведёт к большим проблемам со здоровьем. 10 советов для здравого ума и твёрдой памяти Не требуйте лишнего Установите режим дня Отключите компьютер Позаботьтесь об отдыхе Заварите чай Сделайте массаж Проверьте зрение Не забывайте о правильном питании Будьте для ребёнка примером |